Из пропасти забвения.
Памяти протодиакона Михаила Петровича Лебедева посвящается.
Архидиакон М.П.Лебедев
1930г. архив ФСБ
Начало XX века было трагичным периодом для
России. Революционные события 1905г., Великая мировая война 1914г.Февральская революция и Октябрьский
переворот 1917г., запустили процесс насильственной ломки общественного сознания.
Итогом этого явилась Гражданская война и Красный террор, в период которых
погибли миллионы людей. Тогда же и был запущен маховик, направленный на
разрушение православных основ Русского общества. Пользуясь периодом голодных
лет новые руководители страны Ленин и
Троцкий стали активно стали разрушать фундамент православия – начиная с
процессов над священниками, которые боролись против поругания святынь и
разворовывания храмов в 1922г. Продолжение процесса репрессий возобновилось в
1930г. над теми священниками, которых не сломили ссылки и лагеря. Окончательный
удар был нанесен в 1937г., когда священников расстреливали как «враждебный элемент», а от времени ареста и
до расстрела проходило не больше недели. Отец Михаил был сыном подрядчика и
родился 29 августа1895 г.р., в г. Петергофе. Лебедевых в России было много.
Фамилия входила в десятку самых распространенных. Много было и
священнослужителей по фамилии Лебедев.
Особенно много их было в Санкт-Петербургской губернии, к северо-востоку от
Москвы и в Рязанской губернии. Учитывая тот факт, что Михаил после получения
образования в сельской школе поступил в
Сергиевскую пустынь, можно с большой степени уверенностисказать, что он имел
родственные связи со священнослужителями одного из рода Лебедевых. |
Стрельна. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь. [2]
В период учения хоровому пению в Сергиевой пустыни о. Михаил впитал в себя все те уникальные
черты монашества исамоотречения, которые он потом использовал в борьбе с обновленчеством. История развития
хорового искусства в Приморской пустыне описана в работе В.Котлярова "Очерк истории Троице-Сергиевой пустыни под СПб., 1958." [3] После окончания обучения о. Михаил
стал профессионалом в области церковного
пения и с 26 февраля 1915 по 17 июля
1923 года служил протодиаконом в церкви Успения Божией Матери на Сенной
площади. |
|
|
Следует отметить, что о. Михаил после
обучения в Приморской пустыни всю свою короткую жизнь продолжал
совершенствовать свой голос в исполнении духовной и классической музыки.
Отца Михаила приняли в состав хора
Мариинского театра в Петербурге где он пел, скорее всего, с 1918г по 1923г. |
|
|
Князь
К. Н. Голицын вспоминал об этом периоде жизни о. Михаила в своих
записках: "Он обладал внушительной фигурой и необыкновенно мощным красивым
басом. Задолго до посвящения в дьяконы и до того, как он стал патриаршим
протодьяконом, Лебедев занимался музыкой, пением. Рассказывали, что на этой
почве состоялось его знакомство с Шаляпиным, который будто бы пророчил ему
известность и славу на артистическом поприще" (Записки князя Кирилла
Николаевича Голицына. М., 1997. С. 204). |
Фото из книги "Храмы Серпуховского благочиния" стр.132
Выполнено в Праздник святых жен-мироносиц в Высоцком монастыре
Визит патриарха Тихона в Серпухов происходил при большом стечении народа, который стоял с двух сторон улиц, по которым проезжал Патриарх. Святитель Тихон присвоил собору Николы Белого статус Кафедрального собора. В память о визите была сделана фотография у собора Николы Белого. На этой фотографии о.Михаил стоит с букетом белых ромашек шестым слева во втором ряду. После приезда патриарха значение собора Николы Белого возрасло, однако и его постигла тяжелая участь многих Серпуховских храмов. |
Фото из книги "Храмы Серпуховского благочиния" Стр.14
Серпуховское духовенство с патриархом Тихоном у стен собора Николы Белого
Кафедральный собор после смерти патриарха Тихона закрыли в 1929 году.По рассказам старожилов иконы из него были снесены на р.Нару и сожжены на льду. В это время о.Михаил уже находился в ссылке в Ивановской области. Но сначала ему пришлось побыть в Бутырской тюрьме до отправки его по этапу в Иркутскую губернию и три года провести в ссылке на реке Илим. 1.5 М. Лебедев в Бутырской тюрьме. Факт ареста М. Лебедева подтвержден дневниковыми записями Н. Кирьянова за август 1924 года. [12] "23-ие. Заключены в темницу: настоятель Донского монастыря архимандрит Алексий, протопресвитер о.Александр Хотовицкий, протоиерей Дмитрий Боголюбов и архидиакон Михаил Лебедев". После ареста Лебедева перевели в Бутырскую тюрьму. Отец Михаил был настолько цельной личностью, что даже арест и тюрьма не могли сломить его добрый нрав к православным с одной стороны и ненависть к власти с другой стороны. В воспоминаниях Новикова Н.П. "Воспоминания о пребывании в Бутырской тюрьме 1924-1925гг." на странице 365 говорится: "Один раз даже упросили протодиакона Лебедева спеть что-нибудь на память присутствующим, и он уважил эту просьбуи спел несколько куплетов из стихотворения "Полоса ль ты моя, полоса", вызвав общий восторг. - Этакий голосище, - говорили о нем в камере, - он заглушил даже городской шум, всегда слышимый через тюремные стены. Во время его пения, оставшиеся в камерах заключенные, устремились в коридор, откуда были видны гуляющие, и облепили все окна, махая белыми платками, а когда он кончил, раздались дружные аплодисменты. Конечно, всем бы хотелось еще послушать этого редкого человека, но его стеснялись беспокоить и больше не просили. Сам же он не был расположен петь светские песни и держался как-то особо среди всей публики". [13] В Бутырской тюрьме отей Михаил работал дворником. Князь Голицын описывает следующий случай. "Он вместе со священником о.Алексеем, вместе с ним выполнявшим роль дворника в тюрьме, зашел в здание бывшей церкви, где хранился дворницкий инвентарь, и, "видя себя под церковными сводами, венчанными небольшим куполом, он не смог побороть искушениеи решил испытать, как звучит голос. Оставшись, видимо, довольным пробой, Лебедев, к великому ужасу о. Алексея, начал... провозглашать анафему - нужно ли уточнять кому именно!" [14] Через непродолжительное время отец Михаил был этапирован в ссылку в Иркутскую губернию. Их дневниковых записей Н. Кирьянова за октябрь 1924 года. "6-ое. Отправлены в ссылку (в Сибирь): настоятель Донского монастыря архимандрит Алексий, протопресвитер Александр Хотовицкий и протодиакон Михаил Лебедев." [15] 1.6 Ссылка в Илимский край. Отец Михаил отбывал трехлетнюю ссылку в деревне Зарубино Нижнеилимского района Тулунского округа Иркутской губернии. По данным книги "Географические названия Нижнеилимского района" Зарубина - деревня на правом берегу реки Илим в 45 км. от ее устья. Деревня названа по фамилии пашенного крестьянина Ивашки Зарубина. Впервые упоминается в 1669 году. В 1965 году все население выехало в другие места, а территория затоплена в 1974 году. В настоящее время над бывшей деревней находится Усть-Илимское водохранилище. |
Усть-Илимское водохранилище.
В Иркутской ссылке в деревне Зарубино не было больших храмов. Тем не менее, красивые очертания берегов Илима и отражение звука его голоса над водной гладью, придавали отцу Михаилу новые силы для будущих боев за православие. |
Копия фрагмента протокола допроса, подтверждающая факт ссылки М.Лебедева
в деревню Зарубино Тулунского округа Иркутской губернии.
1.7 Административная ссылка во Владимир и арест. |
В тексте следующего протокола
М. Лебедев признает, что в его окружении
были административно высланные лица и
гнилая интеллигенция, что обсуждали
политику, были споры на политические
темы, но даже в этом случае Лебедев не
указывает конкретных фамилий с тем,
чтобы им не навредить в ходе следствия.
Виновным в предъявляемом ему обвинении
М.Лебедев себя не признал. Скорее всего,
текст последнего протокола допроса был
написан следователем таким образом,
чтобы если не прямо, то косвенно заставить
Лебедева признать наличие разговоров
о сов. власти в его присутствии, что было
трудно отрицать, поскольку следователь,
скорее всего, знакомил в процессе допроса
Лебедева с высказываниями других
арестантов. Мало вероятно, что М.Лебедева
интересовали такие деятели сов. власти
как Бухарин, Рыков и Томский. Лебедев,
скорее всего в своей жизни не использовал
термин «гнилая интеллигенция». Партийных
деятелей и термин «гнилая интеллигенция»
больше знали работники ОГПУ. Лебедева
на вечеринках интересовало пение и он
ходил к Алякринским для того чтобы спеть
романсы и арии. |
Прокимнов Владимир Дмитриевич с 1921 по 1931 годы служил в храмах Москвы; возведен в протодиаконы в 1922 году. С 1931 по 1949 годы работал в светских учреждениях и пел в церковных хорах. В 1949 году определен Патриархом Алексием I диаконов, а в последующем стал и архидиаконом Патриархов Московских и всея Руси Алексия I и Пимена. |
|
|
Знаменитый композитор Павел Григорьевич Чесноков, русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций. Как композитор, Чесноков пользовался широкой всемирной известностью. Во всех его церковных произведениях ярко выражен основной смысл православных богослужебных песнопений, это-свет и радость, что является основой всего православного богослужения... Книга Чеснокова "Хор и управление им" является своеобразной энциклопедией работы с хором. Вся жизнь профессора Павла Григорьевича Чеснокова была посвящена служению русскому церковному хоровому искусству. [20]
|
|
|
|
|
|
|
Лебедева расстреляли 23 октября 1930 года на территории Богородице-Рождественского мужского монастыря в г.Владимире. Белокаменный памятный крест установлен 30 октября 1993 года в арочной нише западной монастырской ограды. Расстрелы проводились у восточной стены. В монастыре с 1918 по 1991 годы размещалась ВЧК (ОГПУ, НКВД, КГБ).Мне удалось работать в архиве КГБ в самом монастыре летом 1992 года, где я ознакомился с уголовными делами моего деда И.И. Платонова. Таким
образом, на основании документов и
свидетельств очевидцев можно сделать
следующие выводы. В течение своей
короткой, но яркой жизни о. Михаил
совершил несколько гражданских и
духовных подвигов.
|
"Царские мученники окружены сомном священномучеников во главе с патриархом Тихоном, митрополитами Владимиром,Петром, Агафангелом и Вениамином. Изображены также архиепископ Илларион, первомученник прот. Иоанн Кочуров, московский протодиакон Михаил Лебедев и бесконечный сонм архиереев, священнослужителей, монашествующих, мирян и детей. Перечислить и изобразить их нет никакой возможности, поэтому они изображены безымянно, символично, объединенные крестной смертью, собравшиеся под сенью Креста Христова в Горнем Иерусалиме, в Церкви Торжествующей, имена же их всех, Ты, Господи, веси." [23] |
3.2 Память о М.П. Лебедеве в г. Владимире. |
|
|
3.3 Воспоминания Бирюкова С.В. внука И.И. Платонова
Живых свидетелей событий 70-ти
летней давности почти нет на этом свете.
Моего деда расстреляли. Моя бабушка
Анна Ефимовна (в девичестве Крашенинникова)
умерла в возрасте 93 лет в 1975 г. Я помню
ее восторженные рассказы о священнике,
обладавшем мощным басом, которым он
разбивал стаканы, о том, что к ним приезжал
Михайлов, потом ставший артистом Большого
театра. Но тогда, в силу многих причин,
многое замалчивалось. Понимание пришло
только в 42 года, когда я держал в руках
письмо присланное из архива КГБ СССР
г.Владимира по моему запросу о судьбе
деда. В письме подробно были описаны
основные моменты репрессий 1930 -1937г.
Тогда еще был жив Крашенинников Сергей
Александрович, который жил у Платоновых
в 1930г и помогал проводить службу вместе
с моим дедом и Лебедевым в церкви
Вознесения. Я говорил с ним о моем деде, но судьбой
М.Лебедева тогда я не интересовался,
поскольку я не представлял место М.
Лебедева в борьбе за православие. Я
ничего не знал об обновленчестве в
церкви, об истинных причинах по которым
людей расстреливали на основании
распоряжения Ежова в 1937г.
3.4 Воспоминания Крашенинниковой М. (о М.П.Лебедеве) В
воспоминаниях сестры Сергея Александровича
Крашенинникова - Марии Александровны
кратко описывается время, проведенное
Сергеем Крашенинниковым во Владимире
в 1930г: |
В работе были использованны материалы из книг и интернет-ресурсов: |