Из пропасти забвения.
 
Памяти протодиакона Михаила Петровича Лебедева посвящается.

Архидиакон М.П.Лебедев
1930г. архив ФСБ


      1.     Периоды жизни

   Начало XX века было трагичным  периодом для  России. Революционные события 1905г., Великая мировая война 1914г,
Февральская революция и
  Октябрьский переворот 1917г., запустили процесс насильственной ломки общественного
сознания. Итогом этого явилась Гражданская война и Красный террор, в период которых погибли миллионы людей. Тогда же и был запущен маховик, направленный на разрушение православных основ Русского общества. Пользуясь периодом
голодных лет новые руководители страны Ленин и
  Троцкий стали активно стали разрушать фундамент православия –
начиная с процессов над священниками, которые боролись против поругания святынь и разворовывания храмов в 1922г.
Продолжение процесса репрессий возобновилось в 1930г. над теми священниками, которых не сломили ссылки и лагеря.
Окончательный удар был нанесен в 1937г., когда священников расстреливали как
  «враждебный элемент», а от времени
ареста и до расстрела проходило не больше недели.

       В процесс дискредитации православия были включены все инструменты, которые использовались в органах ОГПУ-НКВД начиная от доносов кончая пытками и запугиванием арестантов для получения «признательных» показаний.
       Какими же крепкими моральными устоями надо было обладать, чтобы отстоять свои взгляды и свою репутацию, а также веру в Православие в это смутное время.
       Одним из таких уникальных людей был Лебедев Михаил Петрович (далее о. Михаил), который за свою короткую 35-ти
летнюю жизнь успел достигнуть вершин в православной церкви став архидиаконом
  Патриарха  Тихона, успел развить свой
уникальный голос, которым он наполнял церкви, и с
высочайшем уровнем мастерства проводил службы. Это было отмечено
не только огромным числом верующих, приходивших на богослужения, но и специалистами в области пения, в том числе и
Ф.И.Шаляпиным.
       В воспоминаниях людей, которые слышали или лично знали М.П. Лебедева нет ни единого слова порочащего его
репутацию. Тем не менее, в последнее время появились новые исследования, сделанные молодым историком, в которых
  для придания исследуемому материалу элементов сенсационности, включены статьи, написанные по заданию НКВД в газете
«Вперед» сразу после расстрела Лебедева и приведены заключительные обвинения
  по следственному делу без анализа их правдивости и законности. Такие материалы могут быть в дальнейшем использованы в других работах, авторы которых будут ссылаться на публикацию. Такого типа работы, сделанные наспех с большим количеством ошибок: в датах, именах и месте
проживания,
 искажают память об  уникальном человеке о. Михаиле вместо того, чтобы его судьба и поступки стали
предметом для подражания.
       Основные данные из биографии о. Михаила представлены в базе данных Православного Свято-Тихоновского
университета.   [1]
       Дополнительные исследования
  позволили найти другие данные и факты, которые подтверждают, что христианская
жизнь о. Михаила являла собой подвиг
  христова-воина, воина,  который использовал для защиты основ православия любые способы, в том числе и самопожертвование.

       
1.1 Обучение в о. Михаила в Приморской  пустыни

   Отец Михаил был сыном подрядчика и родился 29 августа1895 г.р., в г. Петергофе. Лебедевых в России было много.
Фамилия входила в десятку самых распространенных. Много было и священнослужителей по фамилии
  Лебедев. Особенно
много их было в Санкт-Петербургской губернии, к северо-востоку от Москвы и в Рязанской губернии. Учитывая тот факт, что Михаил после получения образования в
 
сельской школе поступил в Сергиевскую пустынь, можно с большой степени
уверенности сказать, что он имел родственные связи со священнослужителями одного из рода Лебедевых.
       После окончания сельской школы он поступил на обучение певческому мастерству в хор Свято-Троицкой Сергиевой
Приморской пустыни.
 

Стрельна. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь.   [2]

        В период учения хоровому пению в Сергиевой пустыни  о. Михаил впитал в себя все те уникальные черты монашества и самоотречения, которые он потом использовал в  борьбе с обновленчеством. История развития хорового искусства в
Приморской пустыне описана в работе В.Котлярова
"Очерк истории Троице-Сергиевой пустыни под СПб., 1958."   [3]      
       «На основании указа Св.Синода от 29 октября 1836 г. в Троице-Сергиевой пустыни была открыта школа. Школа начала
действовать только с ноября 1839-года. Сначала учеников в школе обучалось мало, так как помещение было малых
размеров. В школе обучались дети штатных служилых людей и окрестных поселян. В ведомости за первую половину 1850 г. значилось: “штатно-служительских детей - 4, а из окрестных поселян - 20. В школе обучались только мальчики»…
Архимандрит Игнатий «отлично понимал, что в монастыре прежде всего должно быть на высоком уровне богослужение.
Настоятель сам стал подбирать музыкальных иеродиаконов и певчих, а архидиакона Гедеона выкупил у фабриканта Жукова за 200 руб.
  “Из разных монастырей были вызваны способные к пению монашествующие и послушники, хотя это стоило не
маловажных издержек на проезд вызываемых, и издержки эти большей частью падали на собственную сумму настоятеля.
Так устранено было первое препятствие. Второе было устранено Самим Промыслом Божиим, Который неожиданно послал
обители такого наставника пения, какого только пожелать можно. Это был  протоиерей Петр Иванович Турчанинов.
Проживая с 1836 г. по 1841 г. в соседней Стрельне, наш знаменитый церковный композитор взял на себя по просьбе
о. Игнатия труд обучить церковному пению сформированный настоятелем монастырский хор и с этой целью написал для
него, между прочим, несколько лучших своих музыкальных произведений. Таковы, например: Слава и Ныне, Единородный
Сыне, Херувимская, два номера Милость Мира, Достойно есть, Отче наш, Хвалите Господа с небес, Да исправится молитва
моя, Ныне силы небесныя, Вкусите и видите, Благословлю Господа, Воскресни, Боже и Ангел вопияше...
       Совокупными трудами знаменитого композитора и  архимандрита монастырский хор вскоре возведен был на степень
первого в России монашеского хора”.

       «Строгое уставное богослужение и прекрасное пение вызвали в пустынь новый поток богомольцев и любителей
хорового пения. Из певчих прежде всего прославился своею необыкновенной октавой друг настоятеля Михаил Чихачев.
Лесков описывает случай, когда Чихачев, будучи в гостях у своей родственницы Кавелиной, удивил октавой знаменитого в
то время певца Рубини. “Рубини пришел в восхищение и сказал, что он в жизнь свою не встречал такой удивительной
октавы и жалеет, что лучшие композиторы не знают о существовании этого голоса”.

       «Жители столицы еще больше полюбили пустынь. Знать Петербурга избрала пустынь местом погребения своих
родственников, устраивая фамильные склепы под храмами, или рядом с ними.

       « Своей разносторонней деятельностью пустынь способствовала прославлению русских монастырей и монашеского
подвига. Рядом с пустынью стояла столица, в которую проникали западные, часто вредные течения. В большинстве случаев они направлялись против монашества и православия. Пустынь должна была отражать все эти антиправославные выпады и
сохранять народ в чистоте. Благодаря покровительству преподобного Сергия, пустынь справлялась со своими
обязанностями, поэтому Троице-Сергиева пустынь особенно большое значение имела для Петроградской епархии».

       
1.2 Борьба о. Михаила против обновленцев  в Петербурге

После окончания обучения о. Михаил стал профессионалом  в области церковного пения и с 26 февраля 1915 по 
17 июля 1923 года служил протодиаконом в церкви Успения Божией Матери на Сенной площади.

        Церковь построена в 1765 году тщанием коллежского асессора Саввы Яковлевича Яковлева, каменная, престолов
в ней пять: главный во имя Успения Божией Матери и приделы: Всемилостивого Спаса, Св. Архистратига Михаила,
Свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и Преп. Саввы Освященного. До 1922г церковь
относилась к Патриаршей Церкви. С августа 1922 – по февраль 1923 церковь относилась к Петроградской автокефалии.
С весны по
  август 1923 церковь захватили обновленцы. С августа 1923 по 6 ноября 1923 церковь вновь стала
принадлежать Патриаршей Церкви. С ноября 1923 после ареста и ссылки
  Лебедева церковь вновь стала обновленческой и с 25 января 1932 переименована в обновленческий кафедральный собор. После разгона обновленцев церковь закрыли
в апреле 1938 года. Собор взорван в январе 1961г по причине строительства станции метрополитена «Площадь Мира».
В память о взорванной церкви на Сенной площади в 2003г построена часовня.   [4]

   



Церковь Спасса на Сенной.
(Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Вид со стороны колокольни.   [5]



А.И. Боярский (настоящая фамилия Сегенюк)   [6]


       В Петроградский период жизни о. Михаила ему пришлось сделать свой выбор, по какому пути идти. Принять путь
обновленчества, которому последовал, в том числе и знаменитый протодиакон Холмогоров, или поддержать традиционную
Православную церковь, за которую боролся
  Патриарх  Тихон. В Петрограде  обновленцы захватили большинство храмов и
выбор
  другого пути был связан с потерей возможности служить в церкви и возможности зарабатывать на жизнь. В то
тяжелое
  из-за экономической разрухи время. о.Михаил не принял обновленчество с их «демократическими» принципами.
Одним из главных апологетов обновленчества с которым пришлось столкнуться о. Михаилу был Александр Иванович
Боярский (наст. фамилия Сегенюк).   [7]

     В 1917 Боярский был избран гласным Колпинской городской думы, выступал с демократических позиций и являлся
сторонником христианского социализма. В 1921 Боярский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации.
Находясь в заключении, обратился к уполномоченному губернской ЧК с просьбой не смешивать его с«контрреволюционными попами» и разрешить участвовать в помощи голодающим. Заявил, что принимал очень многое из программы коммунистов,
кроме разрешения религиозного вопроса. Боярский уверял, что его «нужно поставить на положительную работу, которой он с избытком загладит свою вину, если она усмотрена», и, «если нужны еще какие-нибудь гарантии и подписки, он охотно даст их
» (Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-82322. Л. 89-89 об.). Вскоре он был освобождён по болезни и с 1922 стал одним из лидеров обновленческого движения, обвиняя «реакционное» духовенство в равнодушии к судьбе
голодающих Поволжья.
      
С 1922 участвовал в деятельности наиболее радикальной обновленческой группировки «Живая церковь». Однако уж
осенью того же года ушёл из неё вместе с Введенским — они стали лидерами вновь созданной более умеренной
организации — Союза общин древле-апостольской церкви. В 1923г вошёл в состав обновленческого Высшего церковного
управления, в августе того же года переименованного в Священный Синод.

      Одна их характеристик, характеризующая поведение  Боярского, приведена священником Сергием  Желудковым,
который вспоминал со слов своего знакомого об одном из эпизодов жизни Боярского. Когда отец Александр, уже будучи
обновленцем, говорил проповедь вдруг его прервали из народа возгласом: «Знаем мы вас! Все вы на Гороховую бегаете!»… На Гороховой улице было здание ВЧК-ОГПУ. Реакция священника была мгновенна. Он прервал проповедь и ответил с
горячей убеждённостью: «Александр Невский тоже в Орду ездил. Надо было ему — и ездил. И мы: надо нам — вот мы и
бегаем!».

      25 ноября/8дек.1923г. в журнале Рев. и Церк.  1924, №1-2 " был издан   циркуляр НКЮ № 254 о запрещении
поминовения на церковных богослужениях лиц, находящихся под судом, "в частности, в отношении
гр. Белавина»: 
«Поскольку такое чествование, выражающееся в упоминании имени данного лица в публичных молитвах, проповедях и т.п., с присоединением к этому звания, по состоянию в котором это лицо совершило вменяемое ему преступное деяние, носит
характер явной политической демонстрации против рабоче-крестьянской власти или направляется с явным намерением
возбудить в населении недовольство или дискредитировать власть, оно является деянием уголовно-наказуемым.»    [8]

      В исследовании Д.В. Сафонова о значении этого циркуляра говорится:
«Следующим  ударом по Патриарху был циркуляр Наркомюста от 8 декабря 1923 г., в котором поминовение Патриарха во
время богослужений признавалось уголовно наказуемым деянием». Патриарх разрешил не поминать себя, тем не менее
о. Михаил продолжал поминать Патриарха Тихона. Есть воспоминания архимандрита Феодосия (Алмазов) о борьбе
  Лебедева с обновленцами: «За нашими епископами в ссыл­ку пошли еще несколько боевых протоиереев. Был дважды сослан даже
протодиакон Михаил Лебедев»

      «В Успенской церкви в одно из воскресений служил литургию протоиерей Александр Боярский. На великом входе
протодиакон Михаил Лебедев торжественно помянул полным патриаршим титулом Святейшего Патриарха Тихона... После
этого протодиакону Лебедеву, конечно, пришлось проститься с о.Александром Боярским и причтом храма, но он был
вознагражден: сам Святейший Патриарх принял его в состав своего штата в Москве, он стал патриаршим протодиаконом,
заменившим архидиакона Константина Розова".

      После того как о. Михаил выступил против основателя обновленческого движения Боярского его осудили и выслали из  Петрограда. Через некоторое время о. Михаил переехал в г. Москву на службу в церковь  Успения.

      
1.3 Продолжение обучению хоровому пению 

Следует отметить, что о. Михаил после обучения в Приморской пустыни всю свою короткую жизнь продолжал
совершенствовать свой голос в исполнении духовной и классической музыки. Отца
  Михаила приняли в состав хора
Мариинского театра в Петербурге где он пел, скорее всего, с 1918г по 1923г.

       До революции петь в опере посвященному в сан возбранялось. При советской власти запрет утратил силу. Патриарх
Тихон, наложил резолюцию на прошение одного из диаконов разрешить пение в хоре: «Петь разрешаю, но без припляса».

      «Хор Мариинского театра – коллектив, широко известный в России и за рубежом. Он интересен не только высочайшим
профессиональным мастерством, но и своей историей, которая богата событиями и тесно связана с развитием русской
музыкальной культуры.   [9]

      «С приходом советской власти из театра уходят почти все ведущие артисты балета, но все-таки удается  сохранить
классический репертуар. Театр подвергается большевистским рейдам, инструкциям и циркулярам, артистам урезаются нормы продовольствия. В оперной  труппе в какой-то мере положение спас Федор Шаляпин, который вернулся в театр в 1918 году и стал его художественным руководителем. Он  привлек в творческий коллектив театра талантливую молодежь, сумел
сохранить костюмы и реквизит театра, которые большевики собирались раздать неимущим крестьянам.    Шаляпин
восстановил несколько русских и европейских классических опер, много выступал сам. В 1922 году Шаляпин эмигрировал из России, оставив в Мариинском театре сильный коллектив артистов и дирижеров
».   [10]
      В 1920 г. бывший Мариинский театр был переименован в Академический театр оперы и балета. Там выступали:
Ф.И.Шаляпин, В.И.Касторский и др. В работе с хором принимал участие и знаменитый режиссер Альберт Коутс. На
протяжении нескольких десятилетий этот артист был своего рода посредником, связующим звеном между английской и
русской музыкой. Сын англичанина и русской, он родился в Петербурге и с детства воспитывался в атмосфере любви к
искусству своей родины — России.

      На фотографии из архива Мариинского театра представлен дирижер Альберт Коутс с артистами хора после
представления оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» в 1919г. В верхнем ряду, пятый слева
  стоит о.Михаил в роли
Русского воина. Он выделяется на фоне участников хора своей мощной фигурой. 



Альберт Коутс с артистами хора Мариинского театра



Иван Иванович Юхов (1870/71 - 1943), сын крестьянина, получивший
регенское образование.

        Князь  К. Н. Голицын вспоминал об этом периоде жизни о. Михаила в своих записках: "Он обладал внушительной
фигурой и необыкновенно мощным красивым басом. Задолго до посвящения в дьяконы и до того, как он стал патриаршим
протодьяконом, Лебедев занимался музыкой, пением. Рассказывали, что на этой почве состоялось его знакомство с
Шаляпиным, который будто бы пророчил ему известность и славу на артистическом поприще" (Записки князя Кирилла
Николаевича Голицына. М., 1997. С. 204).
      При переезде в
  Москву о. Михаил одновременно со службами в церкви Успения стал работать в хоре Юхова. Хор Ивана Юхова был одним из самых популярных в Москве, выступал со  многими знаменитыми московскими дьяконами К.В. Розовым, А.П. Здиховским, М.К. Холмогоровым, В.П. Ризположенским, солистами Императорских театров А.В. Неждановой,
В.Р. Петровым.

      Описывая
  Московский период жизни о. Михаила архимандрит Феодосий (Алмазов) писал: "Значительных и колоритных
диаконов было так много, что написать хоть что-либо о каждом из них - это тема объемистого бытового исследования и нет 
еще нового Лескова или нового Мельникова-Печерского, который вдохновился бы  ею и осилил бы ее. Пока что перечислим хоть поименно тех из них, которые своим постоянным участием не только украшали, но во многом содействовали и 
молитвенности и торжественности всех богослужений Святейшего Патриарха Тихона, где, конечно, первым будет все тот же великий патриарший архидиакон Константин Васильевич Розов. Следующий, равноценный ему по значению и, быть может,
еще более замечательный по своему музыкальному дарованию и  возможностям (единственным в своем роде!) - протодиакон храма Никиты  Мученика на Басманной улице - Михаил Кузьмич Холмогоров. Затем пойдут: Михаил Лебедев - безвременно погибший в самом начале своей славы, соперничавшей с Розовской...
      В октябре 1924 года в Москве должно было состояться шестидесятилетие Гречанинова: в праздновании принял участие
известный церковный хор И.И. Юхова и детский хор школ Гнесиных и Беркман. В праздновании должен был принять участие
и отец Михаил, однако уже в августе 1924 года его посадили в Бутырскую тюрьму.
      Что же произошло за этот короткий период?

      
1.4 Помощь Патриарху Тихону в  организации поездки в г.Серпухов.

       
М.Лебедев начал служить при
  Патриархе после смерти К.В. Розова. «После смерти К.В. Розова (1874-1923) была
создана особая комиссия, которой было поручено найти заместителя почившему. В Москву был приглашен протодиакон
Санкт-Петербургского Казанского собора Михаил Лебедев, также не монах. Последний принял предложение, короткое время служил при патриархе и вскоре был расстрелян.»   [11]

     Летом 1924 года борьба с обновленчеством вступила в решающий период. Патриарх Тихон проводил сложную
тактическую политику, направленную на отстаивание интересов традиционной церкви.Тем не менее, из-за сильного
давления ОГПУ ему приходилось делать вид о том, что он не против сближения с обновленчеством.С другой стороны он
тайно готовил поездку в один из мощных центров традиционного православия в г. Серпухов, где хотел объединить усилия
по борьбе с обновленцами. Задачей о.Михаила бало подготовить визит Патриарха Тихона и возглавить подготовку хора для проведения служб в разных церквях города. Для этого о.Михаил в мае1924г.предварительно совершил поездку в
г.Серпухов, где отобрал самых лучших исполнителей из разных хоров.В память о этой поездке о.Михаил сфотографировался в Высоцком монастыре.



Фото из книги "Храмы Серпуховского благочиния" стр.132
Выполнено в Праздник святых жен-мироносиц в Высоцком монастыре

        Визит патриарха Тихона в Серпухов происходил при большом стечении народа, который стоял с двух сторон улиц, по
которым проезжал Патриарх. Святитель Тихон присвоил собору Николы Белого статус Кафедрального собора. В память о
визите была сделана фотография у собора Николы Белого. На этой фотографии о.Михаил стоит с букетом белых ромашек
шестым слева во втором ряду. После приезда патриарха значение собора Николы Белого возрасло, однако и его постигла
тяжелая участь многих Серпуховских храмов.



Фото из книги "Храмы Серпуховского благочиния" Стр.14
Серпуховское духовенство с патриархом Тихоном у стен собора Николы Белого

        Кафедральный собор после смерти патриарха Тихона закрыли в 1929 году.По рассказам старожилов иконы из него были снесены на р.Нару и сожжены на льду.
      В это время о.Михаил уже находился в ссылке в Ивановской области. Но сначала ему пришлось побыть в Бутырской
тюрьме до отправки его по этапу в Иркутскую губернию и три года провести в ссылке на реке Илим.

      1.5  М. Лебедев в Бутырской тюрьме.

      Факт ареста М. Лебедева подтвержден дневниковыми записями Н. Кирьянова за август 1924 года.   [12]
      "23-ие. Заключены в темницу: настоятель Донского монастыря архимандрит Алексий, протопресвитер о.Александр
Хотовицкий, протоиерей Дмитрий Боголюбов и архидиакон Михаил Лебедев". После ареста Лебедева перевели в Бутырскую тюрьму.
      Отец Михаил был настолько цельной личностью, что даже арест и тюрьма не могли сломить его добрый нрав к
православным с одной стороны и ненависть к власти с другой стороны. В воспоминаниях Новикова Н.П. "Воспоминания о
пребывании в Бутырской тюрьме 1924-1925гг." на странице 365 говорится:
      "Один раз даже упросили протодиакона Лебедева спеть что-нибудь на память присутствующим, и он уважил эту просьбу
и спел несколько куплетов из стихотворения "Полоса ль ты моя, полоса", вызвав общий восторг.
      - Этакий голосище, - говорили о нем в камере, - он заглушил даже городской шум, всегда слышимый через тюремные
стены. Во время его пения, оставшиеся в камерах заключенные, устремились в коридор, откуда были видны гуляющие, и
облепили все окна, махая белыми платками, а когда он кончил, раздались дружные аплодисменты. Конечно, всем бы
хотелось еще послушать этого редкого человека, но его стеснялись беспокоить и больше не просили. Сам же он не был
расположен петь светские песни и держался как-то особо среди всей публики".   [13]
      В Бутырской тюрьме отей Михаил работал дворником. Князь Голицын описывает следующий случай. "Он вместе со
священником о.Алексеем, вместе с ним выполнявшим роль дворника в тюрьме, зашел в здание бывшей церкви, где хранился дворницкий инвентарь, и, "видя себя под церковными сводами, венчанными небольшим куполом, он не смог побороть
искушение и решил испытать, как звучит голос. Оставшись, видимо, довольным пробой, Лебедев, к великому ужасу
о. Алексея, начал... провозглашать анафему - нужно ли уточнять кому именно!"   [14]
      Через непродолжительное время отец Михаил был этапирован в ссылку в Иркутскую губернию. Их дневниковых записей
Н. Кирьянова за октябрь 1924 года. "6-ое. Отправлены в ссылку (в Сибирь): настоятель Донского монастыря
архимандрит Алексий, протопресвитер Александр Хотовицкий и протодиакон Михаил Лебедев."   [15]


       1.6   Ссылка в Илимский край.

      
Отец Михаил отбывал трехлетнюю ссылку в деревне Зарубино Нижнеилимского района Тулунского округа Иркутской
губернии. По данным книги "Географические названия Нижнеилимского района" Зарубина - деревня на правом берегу реки Илим в 45 км. от ее устья. Деревня названа по фамилии пашенного крестьянина Ивашки Зарубина. Впервые упоминается в
1669 году. В 1965 году все население выехало в другие места, а территория затоплена в 1974 году. В настоящее время над бывшей деревней находится Усть-Илимское водохранилище.



Усть-Илимское водохранилище.

        В Иркутской ссылке в деревне Зарубино не было больших храмов. Тем не менее, красивые очертания берегов Илима и
отражение звука его голоса над водной гладью, придавали отцу Михаилу новые силы для будущих боев за православие.



Копия фрагмента протокола допроса, подтверждающая факт ссылки М.Лебедева
в деревню Зарубино Тулунского округа Иркутской губернии.

        1.7   Административная ссылка во Владимир и арест.

      
После окончания ссылки в Сибири Лебедева направили сначала в Иваново, а затем в г.Владимир под административный контроль. В городе Владимире он начал служить в церкви Вознесения и на первом этапе поселился в доме Кукукина
Спиридона Евсеевича (по профессии кузнец, проживал по адресу Летнее-перевозинская 26)  Затем он перехал со своей
женой в дом Платонова И.И. по адресу Костеринский переулок, дом 21.
     В начале 1930 года ОГПУ получило задание по усилению выявления контрреволюционных группировок в связи с
трудностями процесса коллективизации и проблемами со снабжением населения продовольствием. Поскольку ОГПУ помнило о событиях 1918 года, связанных с восстанием в г.Владимире участников организации "Спасение Родины и революции" и
знало тех лиц, которые могли возглавить центры по противодействию политики сов.власти, было принято решение о
ликвидации группы, возглавляемой Эрном и Алякринским и другими активными членами. В группу ОГПУ включило 22
человека, в том числе в ее состав ввели трех священников. Сначала арестовали священников Соколова М.И. и
Зотикова И.И., которых арестовали на первом этапе, а в последующем, после первых допросов арестовали и М.П. Лебедева.
Полностью изучение материалов дела не является задачей настоящего поиска, поскольку ОГПУ собрало в так называемую
контрреволюционную группу много людей, которые практически не знали друг друга, а если и знали, то это были
кратковременные встречи никакого отношения к формированию оппозиции сов. власти не имеющие. Достаточно полно
основные участники этой группы описаны Сыромятниковым в газете г. Владимира «Призыв», 1930 г., № 239 (3261), от
28 октября, но к характеристике каждого из осужденных, приведенной в публикации надо относиться осторожно.
      Полностью изучение материалов дела не является задачей настоящего поиска, поскольку ОГПУ собрало в так называемую контрреволюционную группу много людей, которые практически не знали друг друга, а если и знали, то это были кратковременные встречи никакого отношения к формированию оппозиции Сов. Власти не имеющие. Достаточно полно основные участники этой группы описаны Сыромятниковым в газете г. Владимира «Призыв», 1930 г., № 239 (3261), от 28 октября, но к характеристике каждого из осужденных, приведенной в публикации надо относиться осторожно.

      М.Лебедев был охарактеризован как «служитель религиозного культа и активный участник контрреволюционной
организации в прошлом оперный артист и отбывающий наказание за контрреволюционную деятельность». Уже в этой
короткой характеристике автор сознательно вводит читателя в заблуждение. М.Лебедев не был оперным артистом, а лишь
участником хора, сначала Мариинского театра, а затем хора Юхова (ныне хора им. Юрлова).

      Ниже приведены полные тексты двух последних допросов М.Лебедева из которых можно понять, что все выдвинутые
обвинения против М. Лебедева являются, по меньшей мере, не соответствующими действительности.

      «
Из протокола допроса Лебедева Михаила Петровича от 15 октября 1930, который в дополнение своих показаний
дополнил:
      При всей указанной кампании ранее в протоколе, в котором я давал показание. Я знаю Алякринскую Ару. Но на
политическую тему не вел, и может она говорила кому другому, но я не слыхал. У Алякринских я бывал с 1928г, часто,
приходил исключительно попеть, пели мы больше с Холмской Еленой Петровной арии и романсы. Про политику не пели. В1930 году бывал я у Алякринских когда в месяц два раза, а иногда больше или меньше в зависимости от настроения.
Посещали Алякринских много, всех не знаю. Для социалистической власти я плохого ничего не делал… Я давал концерты в Москве в доме союзов и при Красной армии. Власть знает лучше почему раскулачивает, а мое дело малое, и я не обязан
бороться против кого либо. Что говорит население я не слыхал, но с крестьянами видался. На вопрос идеала борьбы я
считаю это чушь, власть ни кто сменить не может. И в том что я делал в семействе Алякринских виновным себя не признаю. Так как я имел знакомство с Зотиковым Ильей Ив., он является священником, Соколовым, священником и со всей семьей
Алякринских, знаю Архангельского регента,
все эти лица настроены НЕ против Сов. власти. Все они из разного
происхождения. Из пролетарского происхождения из них нет. Я имел с разрешения ОГПУ на связь с красной армией в …
г. Владимира, в НовоСибирске, где давал концерты. И на меня очень хорошо произвело впечатление, хотя я не военный
человек. Связи с крестьянами я не имел, а вообще я имел связь только с бывшими людьми. За все сборищи у Алякринских
мы никаких планов о борьбе против власти не составляли, а говорили больше о житейских делах, которые заключались в
пении и игры в карты. При всяком тосте произносили слова за здоровье молодым! Горько! Ура Больше были возгласы за
кампанию.
Подпись М.Лебедев. Больше показать ничего не могу. Протокол мне прочитан, записано с моих слов верно. К
сему и подписался : Читал М.Лебедев

      В дополнение к первому протоколу допроса Лебедева Мих. Петровича.
      По существу дела показал следующее: не указанных в первом протоколе не указал следующих лиц Кукукин Спиридон
Евсеевич (по профессии кузнец, жил у него на квартире, проживал по адресу Летнее-перевозинская, 26 или 28, точно не
помню), Гундобину Александру Алексеевну и ее мужа Вас. Иван. Эрн А.Я., Фруктову Елену Герасимовну и ее мужа Дмитрия
Ивановича. Всех этих лиц, кроме Эрна у Алякринских, я не встречал. У Алякринских я еще встречал Холмскую Елену
Петровну, еще одного фамилии которого не помню, кажется Фаворский. Я с ним мало знаком и др. фамилий которых не
помню. Устроители вечеринки с выпивками пели песни, я пел романсы и арии. На этих вечеринках велись беседы на
политические темы, в частности о колхозах, о 16 партсъезде, о хозяйственных затруднениях, о правом уклоне, в частности о Бухарине, Рыкове и Томском.

       Я знаю, что я вращался в кругу лиц, среди которых были административно высланы как-то Зотиков, Соколов, а также
среди бывших лиц, среди гнилой интеллигенции. На этих беседах были споры на политические темы, в которых я ничего не
понимал и участия не принимал. Виновным в предъявляемом мне обвинении я не признаю. Показания с моих слов записано и мне зачитано. Читал М.Лебедев»
       Как видно из протоколов допросов М.Лебедев не дал показания против конкретных людей, в том числе и против
священнослужителей. Скорее наоборот, там где следователь хотел, чтобы М. Лебедев признал, что они настроены против
сов. власти, М.Лебедев вставил частицу НЕ при прочтении протокола (
все эти лица настроены НЕ против сов. власти.),
тем самым
он не доносил, а скорее защищал Зотикова и Соколова.



 

        В тексте следующего протокола М. Лебедев признает, что в его окружении были административно высланные лица и
гнилая интеллигенция, что обсуждали политику, были споры на политические темы, но даже в этом случае Лебедев не
указывает конкретных фамилий с тем, чтобы им не навредить в ходе следствия. Виновным в предъявляемом ему обвинении М.Лебедев себя не признал. Скорее всего, текст последнего протокола допроса был написан следователем таким образом,
чтобы если не прямо, то косвенно заставить Лебедева признать наличие разговоров о сов. власти в его присутствии, что
было трудно отрицать, поскольку следователь, скорее всего, знакомил в процессе допроса Лебедева с высказываниями
других арестантов. Мало вероятно, что М.Лебедева интересовали такие деятели сов. власти как Бухарин, Рыков и Томский. Лебедев, скорее всего в своей жизни не использовал термин «гнилая интеллигенция». Партийных деятелей и термин
«гнилая интеллигенция» больше знали работники ОГПУ. Лебедева на вечеринках интересовало пение и он ходил к
Алякринским для того чтобы спеть романсы и арии.

     
 1.8 Попытки дискредитации М.Лебедева
       
      Сразу после расстрела М.Лебедева и других арестованных в газете г. Владимира «Призыв», 1930 г., № 239 (3261),
28 октября была напечатана статья Сыромятникова с названием «ГПУ раскрыта контрреволюционная организация белых
офицеров и дворян».
      В газете есть два абзаца? относящиеся в М.Лебедеву, в которых автор сделал все возможное с тем, чтобы
дискредитировать Лебедева в глазах православных владимирцев. Сыромятников пишет: «Так, например, на одном из
вечеров, устроенном в честь Е.А. Алякринской, участник контрреволюционной группы протодиакон Лебедев произнес
своеобразное многолетие «за будущего царя и отечество» «за странствующих белогвардейцев и скорейшее их возвращение на родину», попутно предав «проклятию и анафеме» Советский Союз. Интересно отметить, что этот же Лебедев после
раскрытия контрреволюционной организации просил его помиловать, обещая сложить с себя сан и использовать свой голос – бас- на пользу советского государства».

      Следует отметить, что в этот период И.В. Сталин был озабочен тем фактом, что большое количество профессионалов в
области пения уехало за рубеж и уровень солистов Большого театра, других театров упал. В своей книге «Сталин и органы ОГПУ» автор Рыбин
А.Т. пишет: «Долгое время я работал у Сталина и военным комендантом Большого театра СССР, где
Сталин бывал как сорежиссер, а не зритель. Он всячески способствовал притоку в ГАБТ видных солистов оперы
П.Лисициана, М. Рейзена, дирижера С. Самосуда, В. Борисенко, М. Михайлова и др.» [16]

      По видимому, И.В. Сталин дал указание Луначарскому, отвечающему за культуру. Луначарский подключил к этому и
Горького и они стали приглашать на беседы тех священников, которые имели хороший голос, с тем, чтобы склонить их
к сложению с себя сана и выходу из церкви. Таким примером стал диакон М.Д. Михайлов, обладающим мощным басом.
Интересно, что по силе голоса народ ставил его на третье место после протодиаконов М. Лебедева и М.Холмогорова.
«…Мощный густой бас Михайлова, неподражаемый в нижнем регистре, на верхних нотах терял свою силу, что давало
основание знатокам диаконских голосов ставить его «в третьи». (С.А. Шумский. Воспоминания).
«Большую роль в творческой судьбе Максима Дормидонтовича сыграли А.М. Горький и А.В. Луначарский. Встречи и беседы с ними привели к тому, что Михайлов бросил службу в церкви и стал певцом в студии радиовещания..»  [17]
      
О том, что Михайлов хотел прекратить служение в церкви, скорее всего знали в ОГПУ. По данным биографии Михайлова он в 1930 г оставил служение, не снимая сана, и поступил в оперную труппу Радиоцентра, в 1930—1932 годах — солист Всесоюзного радиокомитета г. Москвы. В 1932—1956 годах — солист Большого театра СССР.
        Михайлов был не единственным, кому ОГПУ предлагало сложить сан. Гарькавцеву (Гаркавцев) Семену Григорьевичу
протоиерею во время гонений на церковь было предложено выбрать - заключение, ссылку или оперный театр. Он служил
протодиаконом вместе с М. Д. Михайловым. У о.Симеона был сильный, красивый голос - низкий бархатный баритон.
О. Симеон после отказа петь в театре был арестован и отправлен на Север.  [18]
      По воспоминаниям Платоновой Анны Ефимовны - жены Платонова И.И. - регента хора в церкви Вознесения и его дочери Татьяны к ним в дом (где в то время жил М. Лебедев с женой) приезжал М.Д. Михайлов (факт приезда Михайлова есть в
допросе Платонова за 1930 г.). Любопытен тот факт, что согласно протокола допроса Платонова И.И. в дом Платонова
приезжал к М.Лебедеву не только М.Д. Михайлов, но и Прокимнов Владимир Дмитриевич и Чесноков Павел Григорьевич. 




 

        Прокимнов Владимир Дмитриевич с 1921 по 1931 годы служил в храмах Москвы; возведен в протодиаконы в 1922 году. С 1931 по 1949 годы работал в светских учреждениях и пел в церковных хорах. В 1949 году определен Патриархом Алексием I
диаконов, а в последующем стал и архидиаконом Патриархов Московских и всея Руси Алексия I и Пимена.  



Прокимнов Владимир Дмитриевич


Чесноков Павел Григорьевич  [19]

       Знаменитый композитор Павел Григорьевич Чесноков, русский композитор, хоровой дирижер, автор широко
исполняемых духовных композиций. Как композитор, Чесноков пользовался широкой всемирной известностью. Во всех его ц
церковных произведениях ярко выражен основной смысл православных богослужебных песнопений, это-свет и радость, что является основой всего православного богослужения... Книга Чеснокова "Хор и управление им" является своеобразной
энциклопедией работы с хором. Вся жизнь профессора Павла Григорьевича Чеснокова была посвящена служению русскому
церковному хоровому искусству.  [20]
     Таким образом, можно констатировать, что М.Лебедев даже в административной ссылке в г. Владимире был центром
притяжения специалистов церковного хорового пения и таким образом выполнял значительную роль в развитии церковного православного пения.
      По моему мнению, если с Михайлов с Лебедевым и обсуждали варианты выхода из церкви и переход на работу в
светских учреждениях, то скорее всего, еще до своего ареста, М.Лебедев принял решение остаться в церкви, По своему
характеру Лебедев был христовым воином и не хотел предать то дело борьбы за традиционную православную церковь,
которым он занимался вместе с Патриархом Тихоном. Лебедев не хотел предавать и участников хора церкви Вознесения и
тех, кто дал ему кров для его семьи. Вряд ли Лебедева бы расстреляли, если бы он вышел из церкви. Это был бы громадный успех ОГПУ. В деле М.Лебедева мной и молодым историком Ершовым не найдено прошение Лебедева на имя суда или ОГПУ, в котором он просил бы оставить ему жизнь взамен на предательство. Косвенным подтверждением этой версии может
служить та же статья в газете «Вперед», в которой ОГПУ, зная о возможном выходе Михайлова из церкви, решило усилить
давление на сомневающихся и дополнительно использовало информацию в своих интересах – интересах дискредитации
памяти о борце за православие. Лебедев после расстрела не мог отстоять свою честь и достоинство.

      1.9 История хора церкви Вознесения.
 
      В последний период своей жизни отец Михаил, занимаясь вопросами проведения служб в церкви Вознесения в
г. Владимире, большое время уделял хору при церкви, в который входили жители города. Регентом хора был Платонов Иван Иванович, который с детства пел в церковных хорах, сначала в церкви Казанской иконы Божией Матери (Борисоглебской)
Владимирского уезда Владимирской губернии, затем в Николо-Златовратской церкви в г Владимире и наконец после ее
закрытия Платонов И.И. перешел в Вознесенскую церковь.

      Для того чтобы более тесно взаимодействовать с Платоновым по делам хора Лебедев вместе со своей женой
переселился в дом Платонова, в котором устраивались репетиции хора.
      Эти репетиции впоследствии были расценены в ОГПУ как собрания, на которых критиковалась сов. власть. В состав хора входили люди разных сословий. Это и бывшие военные, купцы и рабочие. После расстрела Лебедева участники хора были
арестованы 27 октября 1930 г. и им были предъявлены стандартные обвинения в антисоветской деятельности.

      В так называемую контр-революционную группу входили: Фруктов Дмитрий Иванович (Огородник и домовладелец),
Никитин Николай Георгиевич (бывший фабрикант махорочной фабрики в Саранске), Журбо Трофим Максимович (бывший
штабсъ-капитан начальник гарнизона дер.Ново-Алексинецъ, 9-й гренадерский полк, инвалид 2 группы), Фирсов Михаил
Трофимович (Инвалид, рабочий депо, крестьянин-садовник), Клопов Павел Иванович, Серкин Александр Григорьевич
(бывший крупный торговец), Ионов Василий Алексеевич (бывший торговец), Григорьев Василий Николаевич (старший
писарь), Трусов Николай Иванович, Покровский Николай Сергеевич, Платонов Иван Иванович (бывший купец), Темтюгов
Михаил Александрович (бывший офицер).
      Членов церковного хора Серкина и Журба осудили на заключение в концлагере на 5 лет, Темтюгова, Платонова,
Никитина, Клопова, Ионова, Фирсова, Трусова осудили на заключение в концлагере на 3 года. Григорьева и Покровского
осудили условно.
      На фото некоторые учатстники хора церкви Вознесения в г.Владимире.


Архидиакон М.П. Лебедев
Май 1924г. Архив А.А. Мосолова


Регент хора И.И. Платонов


Церковь Вознесения в г.Владимир


Д.И. Фруктов
Архив Г.Г. Мозговой


Т.М. Журба
Архив ФСБ


А.Г. Серкин
Архив ФСБ

        Лебедева расстреляли 23 октября 1930 года на территории Богородице-Рождественского мужского монастыря в
г.Владимире. Белокаменный памятный крест установлен 30 октября 1993 года в арочной нише западной монастырской
ограды. Расстрелы проводились у восточной стены. В монастыре с 1918 по 1991 годы размещалась ВЧК (ОГПУ, НКВД, КГБ).
Мне удалось работать в архиве КГБ в самом монастыре летом 1992 года, где я ознакомился с уголовными делами моего деда
И.И. Платонова.

       
2. Заключение

       Таким образом, на основании документов и свидетельств очевидцев можно сделать следующие выводы. В течение
своей короткой, но яркой жизни о. Михаил совершил несколько гражданских и духовных подвигов.

      1.По воле судьбы он оказался в эпицентре борьбы с обновленчеством в Петрограде. Несмотря на уголовный запрет
прославления Патриарха Тихона он сделал это в присутствии одного из лидеров обновленчества Боярского, тем самым
фактически подписав себе первый приговор и ссылку, но отстояв честь и достоинство Православия.

      2.Во время заключения в самой страшной Бутырской тюрьме он при свидетеле предал анафеме сов. власть.

      3. Отец Михаил не отступил от веры и не вышел из церкви, как ему это предлагалось до его ареста и расстрела.

      4. Несмотря на сильное давление следствия, которое скорее всего знакомило Лебедева с допросами других арестантов, в том числе и допросами, в которых говорилось о том что о. Михаил предал анафеме сов. власть на дне рождения у
Алякринских, о Михаил, согласно материалам следствия, не обвинил ни одного из многих присутствующих на дне рождения людей, указав лишь о том, что было совершенно очевидно всем, что на дне рождения он слышал критику сов. власти
Лебедев отверг все обвинения против него лично и не пошел на сделку со следствием, на котором ему, скорее всего, устно предлагался выход из Православной церкви взамен на сохранение жизни.

      3. Память о протодиаконе М.П. Лебедеве.

      
Память о М.Лебедеве долгое время хранилась у священнослужителей эмигрировавших из России. Не случайно, что его
фамилия попала в перечень мучеников как «Михаил, архидиакон Владимирский, н-препмуч. (†1930 г.)» в книге протоиерея Михаила Польского «Новые мученики Российские», опубликованном в Томе 1: Джорданвилль, 1949. Том 2: Джорданвилль, 1957.   [21]

      Также не случайно, что М.П. Лебедев изображен на иконе священномученников, написанной в РПЗЦ.  [22]

      3.1  М. Лебедев и икона святых новомученников Российских.

      "Многие иконописцы Русского Православного Зарубежья написали иконы Новомученников Российских ко дню их
соборного прославления Русской Православной Церковью за границей 1 ноября (19 октября ст.ст.)1981 года в Синодальном
соборе Знамения Божией Матери в Нью-Йорке. Одна из икон Новомученников, написанная для Богоявленского храма в
Бостоне, художником Николаем Александровичем Папковым, отличается тем, что она первая, написанная с "клеймами", т.е.
с иллюстрациями образов преследования, мучений и смерти православных христиан в России, помещенными вокруг
центрального образа святых Новомученников. Общее содержание для всех изображений на иконе выражено в названии
самого образа: Новомученники Российские за Христа смерть приявшие. Кто они? Это те, которые взяли свой крест и
последовали за Спасителем, претерпев до конца смертные муки (потому всех мученников изображают с крестом в руках).
Тут мы видим представителей всех слоев населения Православной Руси: от скромного поселянина и нищего странника до
Царя и Патриарха." 

        "Царские мученники окружены сомном священномучеников во главе с патриархом Тихоном, митрополитами Владимиром,
Петром, Агафангелом и Вениамином. Изображены также архиепископ Илларион, первомученник прот. Иоанн Кочуров,
московский протодиакон Михаил Лебедев и бесконечный сонм архиереев, священнослужителей, монашествующих, мирян и
детей. Перечислить и изобразить их нет никакой возможности, поэтому они изображены безымянно, символично,
объединенные крестной смертью, собравшиеся под сенью Креста Христова в Горнем Иерусалиме, в Церкви Торжествующей, имена же их всех, Ты, Господи, веси."  [23]



 

        3.2  Память о М.П. Лебедеве в г. Владимире.

      
Хотя Михаила лебедева и поминали с 1993 года у памятного креста в монастыре, но
фамилия Лебедева не давала
представление тем, кто это делает представления о том, кем был М.Лебедев и почему его расстреляли. Владимирские
православные до сих пор не знают о том, что он был архидиаконом Патриарха Тихона и погиб за то, что отстаивал
православие.
     
 Мной предпринимались попытки разбудить интерес исследователей к этой уникальной личности. Все это вылилось в
серию публикаций молодого историка, в котором изложен фактологический материал, например «Судьба трех священников. (к вопросу о гонении на церковь во Владимирском крае в 1930-е годы)». (Доклад на краеведческой конференции в
г. Владимире в 2009г.)   [24]  
      Этот материал изложен таким образом, что может привести к неправильным выводам относительно значения и дел
М.Лебедева в истории православия в России, поскольку голые факты и ссылки на заведомо ложную информацию без
анализа этой информации могут привести к обратному результату и способствовать искажению истории.
       
23 октября 2010 года исполнилось 70 лет со дня расстрела М.Лебедева. Я связался с теми храмами, в которых Лебедев служил или был в течение своей короткой жизни: с настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни под
Петербургом, священниками прихода на территории Иркутской Епархии Нижнеилимского округа, где служит благочинный
иерей Игорь Янавичус. Я обратился к монахиням Свято-Введенского женского монастыря в г.Иваново и попросил их всех о
проведении поминальной молитвы. В этот день отец Владимир,  настоятель Вознесенского храма в г.Владимире отслужил
панихиду возле поминального креста.


Настоятель Вознесенского храма.
о.Владимир у памятного креста.
23 октября 2010г.


Михаил Петрович Лебедев.
Октябрь 1930г. Архив ФСБ.


 

        3.3 Воспоминания Бирюкова С.В. внука И.И. Платонова

Живых свидетелей событий 70-ти летней давности почти нет на этом свете. Моего деда расстреляли. Моя бабушка Анна Ефимовна (в девичестве Крашенинникова) умерла в возрасте 93 лет в 1975 г. Я помню ее восторженные рассказы о
священнике, обладавшем мощным басом, которым он разбивал стаканы, о том, что к ним приезжал Михайлов, потом ставший артистом Большого театра. Но тогда, в силу многих причин, многое замалчивалось. Понимание пришло только в 42 года,
когда я держал в руках письмо присланное из архива КГБ СССР г.Владимира по моему запросу о судьбе деда. В письме
подробно были описаны основные  моменты репрессий 1930 -1937г. Тогда еще был жив Крашенинников Сергей
Александрович, который жил у Платоновых в 1930г и помогал проводить службу вместе с моим дедом и Лебедевым в церкви  Вознесения. Я говорил с ним о моем деде, но судьбой  М.Лебедева тогда я не интересовался, поскольку я не представлял
место М. Лебедева в борьбе за православие. Я ничего не знал об обновленчестве в церкви, об истинных причинах по
которым людей расстреливали на основании распоряжения Ежова в 1937г.

      Понимание значения судьбы М. Лебедева в борьбе с обновленчеством пришло через 20 лет, когда появились
многочисленные публикации на эту тему. Только через 20 лет я понял, за что моего деда Платонова расстреляли в 1937г.
Его расстреляли не за то, что он «покупал горох на рынке в Покрове и тем самым дискредитировал Советскую власть» как
писал один из доносчиков, а потому что он был уже осужден в 1930г и отсидел 3 года в Бутырской тюрьме, а также за то,
что был регентом церковного хора, а после тюрьмы не стал агентом НКВД и снова стал ходить в церковь.

      Контактируя с родственниками по линии Крашенинниковых я получил текст воспоминаний Марии Александровны
Крашенинниковой.
      Семьи Крашенинниковых и Платоновых были по словам Марии Александровны Крашенинниковой "горячо верующие, не
традиционно, а по настоящему любящие Бога". В их семьях соблюдался неукоснительный запрет на вранье в любой форме и поэтому любая фальшь со стороны М. Лебедева, если бы он действительно хотел бы порвать с Церковью, была бы выявлена и навряд ли такие теплые воспоминания о нем могли бы остаться.

      Если вспомнить тексты воспоминаний современников М.Лебедева - никто не писал о его двоедушии, слабости. Скорее
наоборот, он совершал может необдуманные поступки, но поступки истинно верующего человека. Поэтому, Тучков и другие деятели ОГПУ видя, что М. Лебедев может стать лидером противодействия обновленчеству, учитывая его возможность
влиять на огромные массы прихожан своим прекрасным мощным басом, тут же отправили его в ссылку в 1924г и тщательно
следили за всеми его поступками после возвращения из Сибири. Скорее всего то, что происходило на дне рождения у
Алякринских, было тщательно продуманной операцией ОГПУ. Ее целью было собрать как можно больше знакомых
Алякринских и с помощью внедренных лиц вызвать их на разговор по политическим темам. Такими же приемами НКВД
пользовалось, когда хотели опорочить брата Анны Ефимовны - Николая Ефимовича Крашенинникова, приглашая его для
«дружеской» беседы в кафе в парке. Его в конечном итоге посадили и расстреляли в 1938г, но это другая история. Он был
изобретателем первой в мире технологии биологической обработки льна.

       3.4  Воспоминания Крашенинниковой М. (о М.П.Лебедеве)

       В воспоминаниях сестры Сергея Александровича Крашенинникова - Марии  Александровны  кратко описывается время, проведенное  Сергеем Крашенинниковым во  Владимире в 1930г:
      «Сережа родился на Сергиев день 1914 года на осеннего Сергия. Сначала его определили учиться в Москве, еще у
бабы Лизы не отобрали семикомнатную квартиру, и первые два класса он проучился в Москве, после этого перешел в школу в Петушках, но там было только неполная средняя школа, полная средняя школа была во  Владимире и он уехал во
Владимир, жил у тети Нюты, дяди Вани, бабушка Акулина там жила, она больше всех внуков обожала  Сережу, особое
чувство к нему было. Причем он попал к ним в очень трудное время, когда были карточки, папу нашего первый раз
посадили, мама не могла помогать совсем и тетя Нюта совершенно героически делила все поровну между своими двумя
дочерями-близнецами и Сергеем, совершенно ни в чем его не урезая.
      Там он был алтарником, очень любил там храм, там был изумительный о. диакон, перед которым он преклонялся, и вот
там ужасное: он был свидетелем, как их всех арестовали и всех расстреляли. Мама говорила: я вдруг увидела, как  Сергей может плакать. Он пережил такую трагедию расправы с церковью во Владимире…»

      Бирюков Сергей Владимирович, православный.
      г.Пущино, 9 января 2012 года.  


 

        В работе были использованны материалы из книг и интернет-ресурсов:
 1.  Новомученники, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ в.
      Православный Свято-Тихоновский Гуманнитарный Университет.       http://217.171.53.29/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans?notextdecor

 2.  Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Сергиева приморская пустынь.  http://sobory.ru/photo/index.html?photo=27842
 3. 
 В.Котляров "Очерк истории Троице-Сергиевой пустыни под СПб., 1958."
 4.  Церковь Успения Божией Матери на Сенной площади. Санкт-Петербург.  
     http://petergen.com/bovkalo/kl/spburguspsen.html
 5.  Церковь Спасса на Сенной. http://petergen.com/bovkalo/kl/spburguspsen.html
 6.  http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/819815
 7.  http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/819815
 8.  http://www.apocalyptism.ru/1923nojabr-decabr.htm
 
9.  Мариинский театр. История хора.   http://www.mariinsky.ru/company/choir/history
 10. Архивные справочники.
http://www.rusarchives.ru/guide/muzspb/ved.shtml
 
11. Новости по епархиям.   http://www.russianorthodoxchurch.ws/01newstucture/pagesru/novosti2005/burbello50.htm
 
12. Библиотека Я. Кротова. http://www.krotov.info/history/20/1920/1924_avgust.htm
 
13  Электронная библиотека Lib.RU   http://az.lib.ru/n/nowikow_m_p
 
14. Записки князя Кирилла Николаевича Голицына. М., 1997. с.204-205
 15.  Библиотека Я. Кротова.
 http://www.krotov.info/history/20/1920/1924_avgust.htm
 
16.  Рыбин А.Т. Сталин и органы ОГПУ. http://www.vlastitel.com.ru/stalin/itog/st_ogpu.html
 17.
 http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5007/28018/28019/33532
 
18.  Новомученники и исповедники Вятской земли.        http://martirologvyatka.ortox.ru/vjatskijj_sinodik_dukhovenstvo/view/id/7718
 
19.  Православный интернет-ресурс мужского архиерейского хора "Богогласник" Свято-Успенского храма г.Москва.        http://oleg-vasilenk.narod2.ru
 20.  Православный интернет-ресурс мужского архиерейского хора "Богогласник" Свято-Успенского храма г.Москва.        http://oleg-vasilenk.narod2.ru
 21.  Храм святого царя-мученика Николая и всех новомученников и исповедников Российских. РПЦ. Суздальская епархия.  
      http://www.st-rexnikolas.narod.ru/book/MP/N1.html
 
22.  http://www.bostonrusschurch.org/mchnkico.html
 23. http://www.bostonrusschurch.org/mchnkico.html
 
24. Комиссия по канонизации святых. Владимирская епархия. Публикации. http://vladkan.ru/publics.html