Главная

Наша история

События

Вечная память

Помоги!

На связи

История православия в Нижнеилимском районе

      История становления православия на Иркутской земле уходит в не слишком отдаленное прошлое и насчитывает чуть более 350 лет. Территория Иркутской области начала осваиваться русскими людьми с 1620-х годов, и первые православные церкви появились здесь после закрепления отвоеванных земель возведением в 1630-е годы острогов: Илимского, Братского, Тутурского и позже — Верхоленского, Киренского, Балаганского, Иркутского и других.
      В ХVII веке территория современной Иркутской области входила в состав Сибирской епархии, учрежденной в 1620 году и с 1668 года именуемой Тобольской митрополией. Митрополия подразделялась на Тобольский, Верхотурский и Енисейский разряды, которые разбивались на десятины и заказы. В Восточной Сибири были образованы огромные по пространству десятины — Илимская, Якутская и Даурская.
      В 1727 году учреждена самостоятельная Иркутская епархия. Синоидальный указ об ее образовании утвержден императрицей Екатериной 15 января 1727 года. Первым иркутским епископом стал Иннокентий Кульчитский, впоследствии канонизированный православной церковью. В 1731 году на территории Иркутской епархии находилось 73 церкви, шесть мужских монастырей и один женский. Епархия стала самой крупной в Российской империи. Дальнейшее расширение территории Иркутской епархии произошло в 1797 году, когда в ее состав вошли Аляска и Алеутские острова. Всего в это время в ней находилось 182 церкви. В 1824 году к епархии причислили территорию Енисейской губернии.
      В настоящее время территория Иркутской епархии совпадает с границами Иркутской области и примерно равна территории епархии начала 20 века. Со второй трети 19 века территория епархии постепенно уменьшалась. Была выведена из ее состава Енисейская губерния, затем вышли Охотск и Камчатка, российско-американские колонии и Якутская область.
      Основной притягательной силой для освоения Сибири было наличие богатых промыслов. Продажа пушнины за границу давала Московскому государству большие денежные средства. Ежегодно Москва получала 80-100 тысяч рублей «соболиной казны», что составляло восьмую часть всего окладного бюджета Московского государства. Главные особенности освоения Сибирской земли связаны с богатствами и суровыми климатическими условиями Сибири. Короткий летний период не позволял промысловикам из европейской части России за один сезон возвращаться домой, и они устраивали опорные пункты, в которых зимовали и занимались сбором ясака с аборигенов. Эти опорные пункты в виде острогов и зимовий закрепляли границы новых районов Российского государства. Остроги ставились в основном у рек, которые являлись как бы каркасом первоначального расселения русских. В 1630 году был поставлен Илимский острог, в 1631 году — Братский, в 1632 — Тутурский, в 1641 — Верхоленский, в 1649 — Удинский, в 1654 — Балаганский, в 1661 — Иркутский остроги.
       Сказание о земле илимской начинается с иконы-хоругви  Спаса Нерукотворного. Это самая древняя реликвия Восточной Сибири. С ней первые поселенцы вступили на илимскую землю.


Спас Нерукотворный. Икона-хоругвь, знамя илимских первопроходцев.

      Русские казаки впервые вышли на р.Илим летом 1627 года. В 1630 казачий атаман Иван Галкин открыл удобный сухопутный путь из бассейна р.Ангары на р.Лену, ставший впоследствии главной артерией переправки грузов на север и получивший название «Ленский волок». В этом же году, в месте, откуда начинался Ленский волок на берегу р.Илим, Галкин построил зимовье, которое из-за его важного местоположения вскоре превратилось в острог. С 1649 года острог стал центром самостоятельного Илимского воеводства; представлял собой в это время укрепление общей длиной 119, 5 саженей (258 м) с двумя башнями — проезжей и глухой.


Общий вид острога. Реконструкция.

      Тимофей Шушерин, ставший первым воеводой Илимска, оставил нам и первое описание острога, сделанное им в 1649 году. В стенах, поставленных тыном, были срублены две башни - проезжая и глухая, а внутри крепости - Спасская церковь, воеводский двор, таможня, съезжая изба, хлебные, соляные и соболиные амбары, тюрьма, аманатская изба и ряд других построек.


Макет Илимского острога. Историко-художественный музей имени академика М.К. Янгеля. Автор В.А. Рюпин.

      В 1666 году весь Илимский острог сгорел, и год спустя воевода Оничков заложил его вновь на другом более удобном месте, отстоящем на 655 саженей (1414м) от старого. Новый острог с бревенчатым тылом имел длину 319 саженей (689м)с восемью башнями, из них три были проезжими. Они были поставлены между пряслами острожных стен: с западной стороны при въезде по дороге из Енисейска — Спасская; с южной, обращенная к р.Илиму, - Знаменская (Богоявленская);, с восточной, по направлению к месту старого острога, - Введенская (по другим источникам Никольская) Все три башни имели во втором ярусе надвратные часовни «на свесе» - в виде небольших консольных закрытых объемов.


Илимский острог


Вид острога

      Это была первая постройка нового Илимского острога. Ее заложили 21 июля 1667 года. Более трехсот лет она простояла на своем месте и практически не ремонтировалась. К началу ХХ века стены ее были еще очень прочны, но крыши и навесные часовни обветшали. В 1925 году Иркутский губисполком объявил остатки Илимского острога памятниками старины и передал их в ведение Иркутского государственного областного научного музея. С 1948 года Спасская башня, согласно постановлению СМ РСФСР, охраняется государством как памятник архитектуры. В 1970-е башня была перенесена в музей под открытым небом «Тальцы» и восстановлена. Это квадратный сруб из 30 венцов сосновых бревен диаметром 20-25 см. По периметру башни, на выпусках двух верхних венцов основного сруба, устроен аблам из 8 венцов. Четырехскатную кровлю сруба завершает смотровая вышка под колпаком. С западной стороны — навесная часовня, на помочах, выпущенных из перекрытия. Часовня завершается бочкой, покрытой лемехом с тесовыми полицами. Над бочкой луковичная главка на тонкой шейке, главка и шейка покрыты лемехом. С восточной стороны башни устроено новое навесное крыльцо. Внутри башня разделяется на три яруса сплошными бревенчатыми накатами, каждый на трех матицах. Между ярусами крутые внутренние лестницы. Второй этаж освещается двумя небольшими косящатыми окнами. В стенах, рубленных в лапу, сделаны бойницы. Конструктивная основа шатра — бревенчатый сруб «костром». Общие размеры постройки в плане 7,8х7,2 м.

 
Спасская башня

      Создание острогов потребовало, в частности, обеспечивать служивых людей продуктами питания, следствием этого стало возникновение крестьянских поселений. В это время значительно падает роль пушного промысла, так как почти истреблен соболь, а в основном добывается менее ценная пушнина. По данным Илимского воеводства, через Илимский волок в 1658 году перевезено 20 000 соболей, а в 1701 году только 88 штук. В ХVII веке Илимский острог стал центром сельскохозяйственного района, поскольку основные пашенные деревни расположились по реке Илиму. Спафарий, путешествующий по р.Илим в 1675 году, в своем дневнике отметил 13 деревень или заимок на отрезке 80 км.


Центральный въезд и оборонительная стена Илимского острога


Въездные ворота Спасской башни


Спасская проезжая башня и фрагмент сруба


Сторожевые башни


Илимский острог. Спасская проезжая башня.


Фото Илимского острога

      Часовни стали первыми православными культовыми сооружениями в Восточной Сибири. Исторические данные свидетельствуют, что несмотря на то, что одной из главных построек острога считалась церковь, строительство ее русские первопроходцы начинали не сразу. Это объяснялось тем, что одно дело срубить церковное здание, другое дело оснастить его всем необходимым, что нужно для церковного храма: иконы, колокола, церковная утварь. За всем этим нужно было обращаться к правительству, которое не находило возможности одолеть трудности, главным образов заключавшиеся в необустройстве дорог. Возведение церкви осложнялось еще и необходимостью получить благословенную грамоту от митрополита на закладку храма, а затем и на освящение, а поскольку Иркутский край относился в ХVII веке к Тобольской митрополии, то разрешение на его устройство следовало лишь через несколько лет после просьбы храмоздателя.
      Естественно, такие трудности задерживали возведение церквей. Поэтому вместо них в первые годы обустройства на месте обычно возводились скромные деревянные часовни, призванные удовлетворять религиозные нужды населения.            
перейти к следущей странице

Зачало.Ru - размещение православных сайтов

© 2010-2018  Православие на Илиме. г.Железногорск-Илимский.
Сайт на православную тематику. Создан по благословению протоиерея Игоря Янавичюса.

  Яндекс.Метрика