15 февраля (2 февраля по с.ст.) Православная Церковь отмечает праздник Сретения Господня.
Сретение - слово славянское и на русский язык переводится словом "встреча". В жизни каждого человека происходит множество встреч. Встречаются прохожие на улице, встречают родных и
близких, встречаются главы государств. Некоторые встречи кажутся нам незначительными и
быстро забываются, а некоторые производят сильное впечатление и надолго запоминаются.
Бывают даже встречи настолько знаменательные, что отмечаются историей и сохраняются в памя-
ти нескольких поколений.
Среди этого огромного количества встреч, которые происходят каждый день, есть в истории
человечества одна особенная Встреча. Встреча эта произошла более двух тысяч лет назад в
Иерусалимском храме. По прошествии сорока дней после Рождества Господа и Спасителя нашего
Иисуса Христа, когда исполнились положенные законом дни очищения, Дева Мария со старцем
Иосифом пришли в храм. Согласно закону Пресвятая Дева должна была принести очистительную жертву: агнца во всесожжение и голубя за грех, или по бедности двух голубей - одного во все-
сожжение, а другого за грех. Конечно Та, перед Которой склоняются ангелы, не нуждалась ни в
каком очищении и жертве за грех. Очень хорошо об этом сказал святитель Дмитрий Ростовский:
Исполняя сей закон Господень, Матерь Божия ныне пришла в храм с Законодателем. Пришла
очиститься, хотя и не требовала очищения, как нескверная, неблазная, нетленная, пречистая.
Ибо Та, Которая зачала без мужа и похоти, и родила без болезни и нарушения Своей девической
чистоты, не имела скверны, свойственной женам, родящим по естественному закону: ибо родив-
шую Источник чистоты, как могла коснуться нечистота? Христос родился от Нее, как плод от дере-
ва; и как древо, порождении своего плода, не повреждается и не оскверняется, так и Дева, по
рождении Христа, плода благословенного, осталась неповрежденною и неоскверненнною.
Христос произошел от Нее, как луч солнечный проходит сквозь стекло или кристалл. Проходящий сквозь стекло или кристалл солнечный луч не разбивает и не портит его, но еще более освещает.
Не повредил девства Матери Своей и Солнце Правды - Христос. И дверь естественного рождения,
чистотою запечатленную и девством охраняемую, не осквернил обычными для женщин кровотече-
ниями, но, пройдя сверхъестественно, еще более усугубил ее чистоту, освятив ее своим проис-
хождением, и просветив Божественным светом благодати. Совершенно не нужно было никакого
ощищения для Родившей без истления Бога-Слова. Но дабы не нарушить закон, а исполнить его,
пришла очиститься всесовершенно чистая и не имущая никакого порока. Вместе с сим исполнен-
ная смирения, Она не гордилась Своею нетленною чистотою, но пришла, как бы нечистая, встать
вместе с нечистыми женами пред дверми храма Господня, - и требовать очищения, не гнушаясь
нечистыми и грешными. Принесла и жертву, но не как богатые, приносившие непорочного агнца,
а как бедные, приносившие двух горлиц, или двух птенцов голубинных, во всем проявляя смире-
ние и любовь к нищете, и избегая гордыни богатых.
Кроме того, Деве Марии и старцу Иосифу необходимо было представить Первенца Иисуса пред
Господа и внести за него выкуп - пять священных сиклей серебра. (см. Исх. 13:2, Числ. 3:13,
3:49-51). Таким образом "днесь древле Моисею в Синаи закон подавый, законным повинуется ве-
лениям..." (стихира на литии) и приносится в храм, дабы исполнить всякую правду.
В то время в Иерусалиме жил Симеон, муж праведный и богобоязненный (Лк. 2:25). Ему было
обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит Мессию. Этот благочестивый муж, движимый
Духом Святым, пришел в храм в то самое время, когда там находилась Пресвятая Дева с
Богомладенцем. Взяв Младенца на руки, старец Симеон благословил Бога и сказал: " Ныне
отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, потому что увидели глаза мои
спасение Твое, которое Ты приготовил для всех людей, свет для просвещения язычников и славу
народа Твоего - Израиля". Поистине, великое чудо! Бог дает Себя в руки людям! Когда-то давно
некто Оза коснулся Божественного ковчега и был за это поражен смертью (см. 2Цар. 6:6-7). А
теперь, Сам Господь идет по этой земле в одушевленном ковчеге плоти, и никто прикасающийся
к Нему не поражается уже смертью и не наказывается. Наоборот, "сила исходила от Него и исце-
ляла всех" (Лк. 6:19). Так что "мытарь, прикоснувшийся этого кивота, объявляется праведным.
Блудница, приблизившаяся к Нему, делаетсяцеломудренною. Прокаженный, подошедший к Нему, снова становится здоровым. Никого Он не отвергает; никого не отвращается. Сообщает здоровье,
не принимая вреда от больных. Таковы дары новой благодати!"
(Священномученик Мефодий Патарский "Слово о Симеоне и Анне. В день Сретения Господня").
Иосиф и Мария дивились тому, что сказал старец Симеон о Младенце. Симеон же благословил их и, обращаясь к Пречистой, сказал: "вот, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и тебе самой душу пронзит меч, - да откроются помышления многих сердец". Только что было сказано о всеобщем спасении, и тут же Симеон, как бы противореча
себе говорит, что Сей Младенец лежит на падение, т.е. на погибель многих. Между тем никакого
противоречия здесь нет. Бог, желающий всем спасения, не может быть причиной падения и поги-
бели человека. Желая, чтоб все пришли в познание Истины, Господь наш Иисус Христос каждому открывает двери Своего милосердия. Господь пришел не для того, чтобы быть предметом прере-
каний. Человек, подверженный страстям, сам является виновником того, что Иисус Христос
становится невольной причиной его падения.Страсть делает человека закрытым к принятию бла-
годати Божией. А потому для пораженнного страстями, Христос - невольный виновник падения;
для чистого же и непорочного Христос есть спасение.
Апостол Павел говорит: "мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Елли-
нов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию
премудрость" (1 Кор. 1:23). Крест Христов стал предметом пререканий или, как пишет Иоанн
Златоуст в своем слове о Сретении, знамением пререкаемым, ставшим падением для одних и
восстанием для других. Об этом и предсказывает Симеон, говоря Марии: "и тебе самой меч
пронзит сердце". Никто не знает какой мукой и каким искушением стала для Пречистой крестная
смерть Христа, Которого Она зачала чудесным образом и о Котором беседовал с Нею архангел.
Христос страдает, - да откроютсяпомышления многих сердец, т.е. станет явным неверие грешни-
ков, да и утвердится благомыслие спасающихся.
Тогда же в храме присутствовала пророчица Анна, дочь некоего Фануила, престарелая вдова, день и ночь проводившая подле стен храма. Она также прославляла Младенца и проповедала
о Нем многим людям.
Вот такая встреча произошла более двух тысяч лет назад в Иерусалимском храме. Именно это
событие мы празднуем каждый год 15-го февраля, говоря, что эта встреча самая важная в исто-
рии человечества. Потому что в этот момент происходит долгожданная встреча человека с Богом.
Встречаются две эпохи, ознаменованные двумя заветами Бога и человека: Ветхим и Новым.
Праведность Ветхого завета преклоняется перед святостью Нового. Древнее проходит, и приходит все новое и нестареющееся. Праздник Сретения Господня приносит нескончаемую радость, кото-
рой ожидали из рода в род. Человек получает возможность избавиться от власти закона, и
подчинив себя благодати Христа, стяжать вечное спасение. Решается судьба многих, для кого -то
Христос будет падением, а для кого-то восстанием. К какому жизненному итогу придет каждый из нас? Ведь для каждого придет время дать ответ и произнести свое "Ныне отпущающи".
15 февраля 2015 года. Свято-Троицкий храм, г. Железногорск-Илимский.
|